На главную страницу C сайта И.М. Ильинского - http://www.ilinskiy.ru


Молодежь в процессе развития

К новому пониманию роли молодежи в современном мире

Каждая эпоха формировала и формирует свое отношение к молодежи и ее роли в жизни общества.

Одной из главных характеристик развития мировой цивилизации в целом на рубеже второго и третьего тысячелетий является возрастание роли Человека во всех сферах жизни. Это выражается прежде всего в том, что накопление общественного богатства сегодня уже происходит не только в капитале, а по преимуществу в человеке. Таков императив научно-технической революции и современной экономики, обозначившийся еще в начале XX века. Не земля, не машины и оборудование, а человек — работник — вот главный капитал, ресурс и, значит, главное поле современных инвестиций. Не компьютер, лазер, не техника и экономика, а человек, создающий компьютеры и лазеры, всю экономику и технику — вот подлинный двигатель прогресса нашей эпохи. Общество, вкладывающее деньги в молодежь (в ее обучение, воспитание, быт, культуру, здоровье и т.п.), инвестирует свой прогресс.

Но на рубеже нового тысячелетия опять остро встает вопрос о смысле самого Прогресса в кардинально изменившихся и продолжающих стремительно меняться условиях жизни человека на Земле.

Перед лицом глобальных вызовов современности, таких, как трудно контролируемый рост народонаселения в мире, увеличивающийся разрыв между Севером и Югом, между богатыми и бедными странами, а также разными категориями населения в большинстве стран, как перманентное ухудшение экологического здоровья планеты, а значит, и ее жителей, все настойчивей звучит требование о поисках альтернативных путей развития. Об этом свидетельствуют многочисленные международные форумы ООН, в том числе решения Международной конференции по окружающей среде и развитию в Рио-де-Жанейро в 1992 году.

В конечном счете речь идет о том, чтобы обеспечить для нынешних и будущих поколений жизнь в более безопасном, более справедливом и более гуманном мире.

Из всех групп населения в этом, пожалуй, более всего заинтересована молодежь, планирующая и строящая свое будущее.

Речь, следовательно, идет о том, чтобы соединить мудрость старших поколений, накопивших как положительный, так и отрицательный опыт нынешнего прогресса, с энергией и целеустремленностью молодежи, которая вполне естественно нуждается в новых концепциях развития, в которые она сможет поверить, а значит, и участвовать в их реализации.

Для этого мировое сообщество должно переосмыслить, как бы заново открыть молодежь как субъект истории, как главный фактор перемен, как социальную ценность особого рода. Без фундаментального переосмысления роли молодежи в социальных процессах мировое сообщество не сможет обеспечить выживание в достойных человека условиях.

Необходима современная, отвечающая запросам XXI века, концепция молодежи, которая, в свою очередь, не может быть создана без новой философии возраста. Парадоксально, но факт: хоть и в преобразованном виде, но мы до сих пор пользуемся философией возраста, которую разрабатывали еще Платон, Вергилий, Пифагор, Гиппократ, Солон. Наше время знает некоторых известных составителей «таблиц жизни», но не философии возраста. Между тем, общество и темпы его развития изменились столь разительно, что представления о возрастах должны вновь стать предметом философствования, предметом теории жизни — индивидуальной или общественной. Если связь возрастных категорий (дети, молодежь, взрослые, старики) с процессами жизни уже очевидна, то роль, которую должна играть каждая из групп в социальных процессах сегодня при сохранении главной позиции за «зрелым человеком», не столь понятна, как кажется.

Разве могут старики оставаться, как в Древнем Риме, лишь объектом довольно формального внимания власть имущих, вынужденных считаться с ними часто лишь как с определенной частью электората? И разве может молодость рассматриваться как болезнь, вроде кори, которой каждый должен неизбежно переболеть — и только? Разве можно годами отмахиваться от идеи сильной молодежной политики как от назойливой мухи? Ограничиваться наивно-романтическим взглядом на молодежь — значит совершать ошибку, за которую уже жестоко платят и еще дороже заплатят не только молодые поколения, но и все общество.

Определенное осознание этой проблемы уже произошло. Международная комиссия по гуманитарным вопросам ООН среди факторов перемен, наряду с новыми государствами, общественными движениями, современной технологией, транснациональной кооперацией и т.п. в качестве реальной и значительной силы перемен определяет молодежь. В документах ООН отмечается, что по мере роста численности молодежи, она становится наиболее мощным фактором в формировании общества. Предполагается, что к концу следующего столетия лица в возрасте до 30 лет будут составлять почти 60% населения земного шара, а люди до 25 лет — около 50%. В любом случае с молодежью придется считаться как с силой, которая будет определять политические, экономические и социальные структуры общества, и которая уже выступает в качестве фактора развития духовной культуры современного общества. В области досуга, средств массовой информации (телевидение и радио), художественной жизни, поп-музыки, кинематографа, моды молодежь является важным фактором формирования вкусов. Ее духовные ценности распространяются по всему миру. Ее взгляды оказывают все большее влияние на власть имущих. Молодежь питает особый интерес и чувствует свою причастность к решению проблем социально-экономического развития, независимости, демократизации и мира. Она демонстрирует энтузиазм и способности в деле укрепления международного взаимопонимания, участвует в движении за экологию планеты. Но очевидно, что роль молодежи в общественном развитии много ниже, чем должна и может быть.

В понимании будущего и развитии общества ничего не изменится к лучшему, пока оно будет мыслиться в отрыве не просто от человека (абстрактного), а человека живого, человека, живущего в момент проектирования будущего; и прежде всего человека молодого, которому жить в этом будущем и без которого его не создать. Будущее нельзя строить без сознательного и активного участия самой молодежи. Проблема участия молодых поколений в общественном развитии — это вопрос темпов, характера и качества развития человечества.

Активная часть молодежи уже сегодня участвует в переосмыслении и переориентации путей развития человеческого сообщества в условиях формирования глобального взаимозависимого мира. Этим объясняется ее растущий интерес к деятельности международных организаций системы ООН, в том числе, ЮНЕСКО.

Принятая ООН 14 декабря 19995 года «Всемирная программа действий, касающаяся молодежи, до 2000 года и на последующий период» является основополагающим документом, в котором сконцентрирован мировой опыт, в том числе, квинтэссенция подходов разных стран мира к решению актуальных проблем молодежи, в интересах самой молодежи, в интересах социального развития каждой из стран и всего мирового сообщества в целом.

Именно потому, что эта Программа является тщательно выверенным балансом всех факторов развития каждой из стран в отдельности и всемировой семьи, мы считаем возможным и полезным не только прокомментировать этот документ, но и дать его полностью в приложении как часть настоящего учебного пособия для молодежи. Весьма полезно всем, кто глубоко интересуется проблемами молодежи, ознакомиться с этим документом, иметь его под рукой и при необходимости обращаться к нему.

Генеральная Ассамблея ООН одобрила и включила во «Всемирную программу действий для молодежи» 10 приоритетных областей, таких как образование, занятость, голод и бедность, здоровье, окружающая среда, наркотики, преступность среди молодежи, организация свободного времени и отдыха, полное и активное участие молодежи в жизни общества и процессе принятия решений.

Конечно, в каждой конкретной стране в зависимости от уровня ее социально-экономического развития, национальных, этнических и религиозных факторов существуют свои приоритеты в подходах к каждой из перечисленных областей. Но ценность этого перечисления, как и характеристик, вытекающих из этого задач, заключается в одобренных всеми ориентирах развития. Тем самым «Всемирная программа действий, касающаяся молодежи» способствует формированию общечеловеческой общности, чувства глобальной семьи.

Программа культуры мира, выдвинутая ЮНЕСКО

Большим авторитетом среди молодежи России, как и в других странах, пользуется ЮНЕСКО. Это объясняется многими причинами. И тем, что ЮНЕСКО содействует международному сотрудничеству в областях образования, науки, культуры, информации и коммуникаций, как раз в тех областях, которые жизненно важны для большинства молодых людей. И тем, что ЮНЕСКО в своей деятельности ставит на первый план высокие идеалы воспитания человека в духе мира, справедливости, солидарности, сочувствия.

Росту интереса и внимания к ЮНЕСКО в последние годы в значительной мере содействовало выдвижение Генеральным директором ЮНЕСКО концепции о необходимости замены культуры войны и насилия культурой мира и диалога.

Эту концепцию Генеральный директор ЮНЕСКО Федерико Майор излагает в своих выступлениях на международных конгрессах, форумах и конференциях, а также в своей книге «Новая страница», изданной на разных языках во многих странах мира.

Заявление Ф. Майора «Право человека на мир», опубликованное в январе 1997 года, привлекло внимание мирового интеллектуального сообщества. Оно явилось основой для дискуссии на многих международных форумах о необходимости создания новой культуры мира.

В своей Декларации Федерико Майор нашел вдохновенные слова для того, чтобы выразить жизненную важность для каждого общества преемственности, диалога и сотрудничества поколений: «Мы не в состоянии дать молодежи то, что отнял у нас возраст, но зато мы можем поделиться с ней тем, чему мы научились на опыте, являющемся плодом наших неудач и успехов, тягот, радостей, страданий и смятений, а также новых надежд, окрыляющих нас на каждом новом этапе».

Генеральный директор ЮНЕСКО является по существу инициатором принятия «Декларации права человека на мир», а также «Всеобщей декларации прав человека будущих поколений», которая является совместной инициативой ЮНЕСКО и «Фонда Кусто».

Доказательством эффективности концепции и Программы культуры мира ЮНЕСКО является создание во многих университетах и вузах разных стран кафедр культуры мира, демократии и толерантности. Создаются также международные институты культуры мира и демократии, ассоциации учителей ЮНЕСКО за культуру мира, которые разворачивают работу по продвижению концепции и конкретных акций в поддержку культуры мира.

В феврале 1997 года в Москве было подписано Генеральным директором ЮНЕСКО и Ректором Института молодежи Российской Федерации Соглашение об учреждении Международного института «Молодежь за культуру мира и демократии». Целью Международного института является организация и содействие развитию международной программы исследований, образования и информации в области культуры мира и демократии. Важной сферой деятельности Международного института является постепенное создание национальной системы непрерывного образования детей, молодежи, учителей и т.п. в духе идеалов культуры мира, демократии и уважения прав человека, включая разработку специальных учебных программ.

Международный институт «Молодежь за культуру мира и демократии» будет содействовать продвижению и реализации Программы ЮНЕСКО «Культура мира» и решений Генеральной конференции ЮНЕСКО 1997 года.

Молодежь в условиях перемен

Следует еще раз подчеркнуть, что на рубеже третьего тысячелетия сложились объективные возможности замены культуры войны и насилия культурой мира и сотрудничества. И это с особенным энтузиазмом воспринимается молодыми людьми.

Произошло коренное изменение политической картины мира. Идеологическое противоборство Востока и Запада, «холодная война» остались в прошлом. Открылись принципиально иные способы решения экономических и социальных проблем, более тесной интеграции народов, наций и государств. Появились новые возможности для гуманизации человеческого общества, решения глобальных проблем на основе диалога и сотрудничества. Сегодняшняя молодежь — это первое поколение в новой истории, живущее в условиях не глобальной конфронтации, а интеграции мирового сообщества; поколение (если говорить в общем), располагающее улучшенным доступом к знаниям, опыту, технологиям и ресурсам для того, чтобы направить процесс социального развития по рациональному, позитивному пути. На наших глазах рождается общепланетарный экономический организм. Постепенно формируются новые общности, основанные на совместном международном производстве. Особое значение приобретают транснациональные корпорации, которые становятся еще одной формой власти. Экономика стимулирует поиск новых рациональных форм общежития, государственной организации и распределения властных функций. Налицо проявление объективных тенденций, преодолевающих национальный эгоизм, традиционную антипатию одних народов к другим. В связи с этим в молодежной среде все большее распространение получили идеи нового политического мышления, в частности, идей культуры мира и демократии, молодежь становится их активным проводником в жизни.

Первостепенное значение для молодежи имело сохранение мира на нашей планете. Фундаментальные сдвиги, нараставшие с середины 80-х годов, отразившихся в беспрецедентных прорывах на пути разоружения, прекращения холодной войны и налаживания партнерства и сотрудничества отношений между странами еще недавно противостоящих блоков сопровождались радикальными переменами в содержании, формах и методах участия молодежи за мир. Молодежь сыграла важную роль в разрушении «образа врага», долгое время отравлявшего отношения между народами, стала важным фактором распространения воспитания в духе культуры мира и международного сотрудничества.

Изменилась модель участия молодежи во всех сферах жизнедеятельности общества. Во многих странах молодежь поддерживает происходившие перемены, социальные реформы.

Перемены в бывших социалистических странах радикально изменили в них облик молодежного движения. Традиционные массовые и монолитные молодежные структуры, еще недавно осуществлявшие, казалось бы, тотальное идеологическое и политическое воздействие на подрастающее поколение, быстро утратили свою притягательность и сошли с политической сцены. На смену им пришло множество новых молодежных движений, объединений и организаций, охватывающих широкий спектр политических и неополитических интересов. Процесс их становления займет, видимо, достаточно продолжительное время и будет развиваться в основном параллельно с партийной дифференциацией. В то же время тенденции активного участия молодежи в политической жизни общества противостояла и противоположная линия. Значительная часть молодежи отчуждена от процесса участия во всех сферах жизни, что затрудняет ее интеграцию в общество. Неудачи в социальной адаптации и отчуждение молодежи от общества и государства проявляются в молодежной преступности, наркомании, алкоголизме, бездомности, проституции, масштабы которых приобрели беспрецедентный характер.

Развитие средств массовой информации открыло новые возможности для взаимопроникновения и развития национальных молодежных структур. Дальнейшее совершенствование информационных технологий в современном обществе оказывает серьезное воздействие на условия жизни работы, образования молодежи на национальном, региональном и глобальном уровнях. Наметилась тенденция возрастающего плюрализма в культуре, образе жизни, интересах и социальных ценностях молодых людей. Молодежь демонстрирует исключительные способности в овладении новыми знаниями, техникой и технологиями, с энтузиазмом занимается интеллектуальной работой, научным и художественным творчеством. В будущем в связи с заметным увеличением числа молодежи в составе населения в развивающихся странах, влияние молодежи на многие стороны общественной жизни будет нарастать. Поэтому молодежь может стать одной из движущих сил распространения культуры мира.

В силу своего общественного положения молодое поколение больше чем когда-либо заинтересовано в замене культуры войны и насилия культурой мира, в устранении образа врага, в утверждении принципов терпимости и добрососедства.

Таким образом, в целом положение молодежи по-прежнему является одной из острейших проблем нашего времени. В той или иной степени молодежь переживала в рассматриваемый период целый ряд кризисов: кризис самореализации; кризис адаптации и социализации; кризис доверия по отношению к официальным управленческим структурам; кризис индивидуализации; кризис среды обитания.

Молодежь во многих странах остается одной из наименее влиятельных и наиболее социально ущемленных групп в обществе. За исключением относительно небольшого числа детей из привилегированных семей молодые люди не обладают экономическими ресурсами, находятся в прямой материальной зависимости от своих родителей. Во многом вследствие этого многие молодые люди, особенно подростки, становятся жертвами грубого обращения со стороны взрослых.

Несмотря на то, что в последнее пятилетие во многих странах значительно активизировалось законодательство по вопросам молодежи, в том числе в сфере труда, слабости этого законодательства и социальной политики в большинстве стран, особенно «третьего мира», очевидны. Дети и молодежь вытесняются из контролируемых секторов экономики, что вынуждает их устраиваться на незарегистрированных предприятиях в неконтролируемых секторах, где условия труда гораздо хуже и опасней, рабочий день длиннее, а заработок ниже. Массовая безработица молодежи является растущей угрозой для большинства развивающихся стран и в странах переходного периода.

Молодежь оказывается самой уязвимой группой перед комплексом сложных проблем, порождаемых быстрой и неконтролируемой урбанизацией. Несмотря на то, что молодежь составляет более половины городского населения, которое заметно пополняется за счет мигрантов из сельской местности, при составлении планов развития городов нужды молодых людей, особенно в «третьем мире», как правило, не учитываются. Город, который долгое время считался синонимом цивилизации, становится для заметной части молодых людей местом морального разложения и упадка, утраты здоровья.

Тревожным фактом является экономическая и сексуальная эксплуатация значительной части молодежи. Вследствие определенных традиций в некоторых странах особо уязвимой группой оказываются девушки, которых насильственно отдают замуж, заставляют добывать деньги проституцией. Молодежь стала жертвой распространения наркотиков и алкоголя, пропаганды культа насилия в средствах массовой информации. Молодежная преступность — это не только следствие нищеты и бедности, но также форма протеста молодежи, ее необъявленной стихийной войны с обществом.

Преступность и наркомания среди молодежи и подростков все в больше мере вырастают в крупную социальную проблему, в частности, она затрагивает безопасность самого общества.

Молодежь — своего рода социальный аккумулятор тех трансформаций, которые всегда постепенно (день за днем, год за годом) и потому незаметно для общего взора происходят в глубинах общественной жизни, ускользая порой даже от внимания науки. Это критические взгляды и настроения в отношении существующей действительности, новые идеи и та энергия, которые особенно нужны в момент коренных реформ.

Исследования показывают, что молодые люди более привержены идеалам свободы и демократии, чем их отцы и матери. Без участия молодежи в политических процессах победа демократии невозможна. Перемены необходимы во многих сферах жизни и развитых стран, которые потеряли темпы из-за чрезмерного консерватизма и постарения политических и экономических структур. Современный мир остро нуждается в сильной установке на согласие, терпимость, содружество и мир. В этой установке особенно заинтересована молодежь, ибо в огне войн, независимо от их причин, характера и масштабов, гибнут, прежде всего, молодые люди. Ибо войны и конфликты превращают для них жизни в предмет страха и несбывшихся надежд. Ибо молодежь легче всего может понять друг друга, так как в отличие от своих отцов, она не связана борьбой или конфронтацией в прошлом, наиболее заинтересована в лучшем, а значит, мирном будущем. Понятие «молодежь» напрямую связано с понятием «будущее», и потому молодых людей особенно волнуют проблемы состояния окружающей среды, природных катастроф. Именно молодежь должна, прежде всего, озаботиться экологическими проблемами. Именно молодежь должна стать носителем новой экологической этики. Именно молодежь должна развернуть в мире массовое экологическое движение. Именно молодежь должны быть сторонником экологического императива, стоящего выше всех других императивов и понятий об «экологической выгоде», «минимальном ущербе», «социальной цене», «общественном благе», «социальном риске». Экологический императив — это неуклонное выполнение определенных условий и ограничений, согласующих потребности человечества с теми возможностями, которые ему может предоставить Земля. Новые поколения должны научиться подчинять свою деятельность системе этих ограничений, вернуть человеку постоянное чувство постоянной тревоги по поводу того, не уступил ли он вечное взамен сиюминутному, вселить чувство и сознание надвигающейся глобальной катастрофы.

Молодежь — это носитель огромного интеллектуального потенциала, особых способностей к творчеству (повышенные восприимчивость в чувствах, восприятие, образность мышления, неуемное воображение, стремление к фантазии, раскованность, острая память, игра ума и т.п.). Известно, что в молодости человек легко приобретает знания, навыки и умения, наиболее способен к творческой деятельности, к формулировке эвристических гипотез, максимально работоспособен. Поэтому именно с молодежью, прежде всего, связан прогресс современной науки, особенно естественных, технических наук. Молодость открыта восприятию знаний, причем в его высших формах, каковым является овладение наиболее сложными способами интеллектуальной деятельности в различных областях науки и техники. Повышение своего общеобразовательного уровня молодежь считает существенным условием социального продвижения. Ценным качеством молодежи является ее более высокий образовательный уровень по сравнению со старшими поколениями. Так, в России, например, среди молодежи до 30 лет на 20% больше лиц, имеющих высшее, незаконченное высшее и среднее специальное образование, чем в среднем среди населения. Причем объем и качество знаний, новых идей в обществе растете, прежде всего, за счет молодых людей. Ценность молодости в современном мире увеличивается и в связи с расширением сроков образования, профессиональной подготовки.

Молодежь — наиболее мобильная часть общества, что обусловлено ее активным поиском своего места в жизни и отсутствием прочных экономических и социальных связей (отсутствует производственный опыт и квалификация, как правило, нет собственного жилья и имущества, в большинстве случаев — ответственности за семью и т.п.). Благоприятные условия для высокой подвижности создаются также необходимостью получения профессионального образования, сравнительно легким овладением молодежью новыми профессиями. Высокая мобильность молодежи имеет большую экономическую ценность. Так, территориальное распределение и перераспределение рабочей силы из числа молодежи экономически выгоднее, чем семейных работников старших возрастов. Мобильность молодежи приобретает также высокую ценность в связи с необходимостью территориальной подвижности населения в условиях ограниченности вакансий в ряде регионов.

Молодежь — это наиболее физически здоровая часть населения, это жизненная сила общества, сгусток энергии, нерастраченных интеллектуальных и требующих выхода физических сил, за счет которых жизнь общества может быть оживлена и омоложена. Многие престижные виды человеческой деятельности несут в себе существенные возрастные ограничения (большой спорт, балет, авиация и т.п.) и неразрывно связаны в нашем сознании с молодостью.

Молодежь — это проводник и ускоритель внедрения в практику новый идей, инициатив, новых форм жизни, ибо по природе она противник консерватизма.

Одним словом, молодость имеет такую привлекательность для людей всех возрастов потому, что в ней деятельность человека достигает значительного прогресса в общественной, производственной и личной сфере и, вместе с тем, еще не консервируются в формах привычного сознания, инерции обыденной жизни, а сохраняет перспективу, простоту и свежесть. В силу этого молодость по своей природе оптимистична. Минуты отчаяния, неуверенности у молодых, как правило, кратковременны, ибо впереди еще огромное жизненное поле, полное новых и новых возможностей. Положение «нестабильности», «зависимости», «подчиненности», «неполноценности», «должника» создает в молодежной среде особую психологическую атмосферу предрасположенности к переменам в социальной жизни, ибо эти перемены таят в себе надежду изменений к лучшему. Цель молодости и заключается в реализации возможностей саморазвития.

Свободное, развивающееся общество должно думать о том, как «впитать» в себя живительные свойства и силы, которые несет в себе молодежь, и тем самым «омолодиться» за их счет.

Общие подходы к развитию молодежной политики

Важно сохранить и усилить тот мощный импульс, который в 1980 году был дан укреплению международного сотрудничества и интеграционным процессам в молодежной среде на глобальном, региональном уровнях во время проводившегося ООН Международного года молодежи. С тех пор многие страны начали осуществлять активную молодежную политику, разработали и приняли специальные рамочные или отраслевые законы, направленные на улучшение положения молодежи, защиты ее прав и интересов. Во многих развитых странах возросло качество государственной молодежной политики, а в развивающихся странах усилилось понимание необходимости формирования собственной национальной политики по отношению к молодежи.

Складывающаяся в конце XX столетия обстановка повсеместно требует еще основательнее подступиться к глобальному строительству молодежной политики, к широкому участию государств и правительств, и прежде всего, самой молодежи в решении глобальных проблем. Настало время идею мирового сотрудничества в области решения молодежных проблем наполнить конкретным содержанием. Из осознания новые реальностей в применении к проблемам молодежи необходима выработка совместной стратегии выживания и развития. Естественно, сложность и разнообразие в развитии мировых регионов исключают возможность применения унифицированных моделей и их прямой трансплантации в несовпадающие условия и задачи, стоящие перед различными странами. Но, хотя молодые люди живут в самых разнообразных социальных и региональных условиях, общим для них в значительной мере является существование «общих молодежных проблем». Соответственно молодежная политика должна иметь свое специфическое преломление к каждому региону, стране, местности. Поэтому необходима скоординированная и развернутая деятельность, направленная на объединение усилий, сотрудничество наций, превращение различий между сторонами в побудительный мотив для сотрудничества, обмена опытом, взаимообогащения молодежной политики.

Процесс формирования государственной молодежной политики, стратегические политические цели должны определяться логикой «новых социальных условий» для молодых людей, их потребностей, нужд и интересов общества в нормальном социальном развитии молодого поколения. Соответственно, сегодня необходима фундаментальная переориентация и расширение в самом концептуальном ядре социальной философии современной молодежной политики.

На наш взгляд, остро встал вопрос о необходимости создания целостной концепции молодежи, основанной на универсальных и общепринятых в кругу мирового сообщества ювенологов. При всех сомнениях, которые могут возникнуть по поводу возможности создания такой концепции, ответ может быть определенно положительным, если международными организациями, в частности, ЮНЕСКО, будет проявлена воля к ее созданию.

В развернутом виде концепция молодежи представляет собой комплексную, междисциплинарную и весьма сложную проблему, является предметом философии, психологии, медицины, физиологии, юриспруденции, педагогики, социологии, демографии, антропологии. Но прежде всего, нас должны интересовать сегодня те выводы, которые имеют практически-политическое, прикладное значение, то есть позволяют не только лучше понимать место и роль молодежи в социальных процессах и развитии общества, но и строить реальную политику в отношении этой категории населения.

В этой новой философии современной молодежной политики важное место займет программа культуры мира.

Следует иметь в виду не только необходимость усвоения общих принципов и идеалов мира не только отрицание войны, конфликтов и насилия, но и готовность молодежи к практическим действиям по распространению культуры мира в самых широких слоях общества, в разных регионах и странах.