Поиск Карта сайта


Rambler's Top100
ИЛЬИНСКИЙ ИГОРЬ МИХАЙЛОВИЧ

Мои дела?.. Я жил страной.
Мне подарила Русь святая
Простой девиз: «Будь сам собой.
Свети другим, себя сжигая».

И.М. Ильинский

 НАУЧНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ 
 ОБЩЕСТВЕННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ 
на главную страницу
библиография
книги
cтатьи. интервью. выступления.
об И.М. Ильинском и его трудах.
Книги. Статьи. Рецензии.

Поиск по сайту
Главная / Публикации / Рецензии

Гуманитарное знание: тенденции развития в XXI веке. В честь 70-летия Игоря Михайловича Ильинского

Версия для печати Версия для печати

Гуманитарное знание: тенденции развития в XXI веке.
В честь 70-летия Игоря Михайловича Ильинского

В коллективной монографии, подготовленной Институтом гуманитарных исследований Московского гуманитарного университета, дается обобщенная характеристика перспективных направлений развития гуманитарного знания, анализируются современные проблемы социологии, антропологии, культурологии, филологии, биоэтики, социального проектирования и других гуманитарных наук и научных дисциплин. В монографии рассмотрена тема ученого-гуманитария и охарактеризован вклад в развитие гуманитарных наук И. М. Ильинского, 70-летию которого авторы посвятили свое исследование.


Содержание

ИГОРЮ МИХАЙЛОВИЧУ ИЛЬИНСКОМУ3
ВВЕДЕНИЕ (Вал.А. Луков) 5
Раздел 1. УЧЕНЫЙ-ГУМАНИТАРИЙ: ФУНКЦИЯ ДЕМИУРГА
Глава 1. ПОНИМАНИЕ ЧЕЛОВЕКА КАК НАЗНАЧЕНИЕ ГУМАНИТАРНОГО ЗНАНИЯ 11
§1. Перспективы человека: современные дискуссии (Вал.А. Луков, Б.Г. Юдин) 11
§2. Аксиология гуманитарного знания и проблема субъектности (Вал.А. Луков) 31
§3. Миссия интеллигенции в современном российском обществе (Вал.А. Луков) 37
§4. Ученый-гуманитарий как носитель социального идеала (А.Б. Тарасов) 47
§5. Ученый-гуманитарий и научное сообщество: феномен ко-биографии (Вал.А. Луков) 58
Глава 2. УЧЕНЫЙ В ГУМАНИТАРНОЙ НАУКЕ: ПОРТРЕТ ИГОРЯ МИХАЙЛОВИЧА ИЛЬИНСКОГО 69
§1. Масштабы личности и мера достигнутого (Вал.А. Луков) 69
§2. Концептуальность исследований молодежи (Вал.А. Луков) 76
§3. Образование для XXI века: формула успеха (С.И. Плаксий) 94
Раздел 2. ГУМАНИТАРНОЕ ЗНАНИЕ В МЕНЯЮЩЕМСЯ МИРЕ
Глава 3. СОВРЕМЕННОЕ НАУЧНОЕ ЗНАНИЕ О ЧЕЛОВЕКЕ — НОВЫЕ ЧЕРТЫ (Б.Г. ЮДИН) 147
§1. Биологическое существо человека в культурном измерении 147
§2. Человек и социальные институты 169
§3. Концепция человеческого потенциала 175
§4. От гуманитарного знания к гуманитарным технологиям 187
§5. От этической экспертизы к экспертизе гуманитарной 214
Глава 4. ПЕРСПЕКТИВЫ ГУМАНИЗМА (ВАЛ.А. ЛУКОВ) 238
§1. Гуманитарные науки и процветание общества 238
§2. Гуманизм и парадигмы воспитания в глобальном обществе 246
§3. Проектирование гуманитарного познания 265
Глава 5. НОВОЕ В ГУМАНИТАРНЫХ НАУКАХ 276
§1. Гуманитарные науки в современной России: состояние и перспективы развития в оценке РГНФ (Ю.Л. Воротников) 276
§2. Региональный аспект в исследовании социальных процессов современной России (Ч.К. Даргын-оол) 290
§3. Аристотелианский поворот в социальной этике (Г.Ю. Канарш) 298
§4. «Языковая картина мира»: трактовка понятия (Ю.Л. Воротников) 316
§5. Новые информационные технологии и филологические науки (Н.В. Захаров) 320
§6. Духовная жизнь человека: современный опыт научного осмысления (религиозное литературоведение) (А.Б. Тарасов) 331
Глава 6. СОЦИАЛЬНАЯ СПРАВЕДЛИВОСТЬ В КОНТЕКСТЕ ГУМАНИТАРНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ 348
§1. Концепция «справедливого общества» в гуманитарных науках (Г.Ю. Канарш) 348
§2. Социальная справедливость как проблема биоэтики (Б.Г. Юдин) 362
Раздел 3. ПЕРСПЕКТИВЫ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ РЕВОЛЮЦИИ
Глава 7. УНИВЕРСИТЕТ: ВЧЕРА, СЕГОДНЯ, ЗАВТРА 368
§1. Мировая университетская культура (Вл.А. Луков) 368
§2. Университет, ученый, студент: российская и западная парадигмы (Н.В. Захаров) 382
Глава 8. ПРОБЛЕМЫ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ В РОССИИ И ЗА РУБЕЖОМ 400
§1. Высшее образование и проблема человеческого потенциала России (Б.Г. Юдин, Вл.А. Луков) 400
§2. Тема высшего образования в новейшей российской научной литературе (В.А. Гневашева, Вал.А. Луков) 407
§3. От обучения к науке: присуждение ученых степеней в России и за рубежом (Ч.К. Даргын-оол, Н.В. Захаров) 419
§4. Справедливость в системе высшего образования в России и на Западе: анализ современных тенденций (Г.Ю. Канарш) 433
Раздел 4. НАУКА О МОЛОДЕЖИ: ПОНИМАНИЕ БУДУЩЕГО
Глава 9. МОЛОДЕЖЬ КАК ОБЪЕКТ ИССЛЕДОВАНИЙ 444
§1. Исследование молодежной проблематики в России (Вал.А. Луков) 444
§2. Особенности молодежного рынка труда в России (В.А. Гневашева) 463
§3. Молодежные субкультуры в современной России (Вал.А. Луков) 478
§4. Русская национальная идентичность в молодежной среде (О.О. Намлинская) 506
Глава 10. ПРЕЕМСТВЕННОСТЬ ПОКОЛЕНИЙ И СМЕНА ЭПОХ (Вал.А. Луков) 527
§1. Методологические и методические вопросы исследований межпоколенческих социокультурных различий 527
§2. Государственная молодежная политика: проблема социального проектирования будущего России 535
Раздел 5. ТЕЗАУРУСНЫЙ ПОДХОД В ГУМАНИТАРНЫХ НАУКАХ
Глава 11. ТЕЗАУРУСНЫЙ АНАЛИЗ МИРОВОЙ КУЛЬТУРЫ 557
§1. Теория тезаурусного подхода (Вал.А. Луков, Вл.А. Луков) 557
§2. Тезаурусные константы мировой культуры (Вл.А. Луков) 565
§3. Тезаурусные структуры понимания нового содержания: жанры, жанровые системы, жанровые генерализации (Вл. А. Луков) 580
§4. Применение тезаурусного подхода к комплексной характеристике эпох (Вл.А. Луков) 593
§5. Преемственность тезаурусов: шекспировский тезаурус Пушкина (Н.В. Захаров) 603
§6. Моделирование тезаурусов: мир праведничества в тезаурусной парадигме Л.Н. Толстого (А.Б. Тарасов) 609
Глава 12. ТЕЗАУРУСНЫЙ ПОДХОД К ИССЛЕДОВАНИЮ ЧЕЛОВЕКА И ОБЩЕСТВА (ВАЛ.А. ЛУКОВ) 625
§1. Историческая психология: возможности тезаурусного подхода 625
§2. Тезаурусная концепция социализации 638
§3. Тезаурусная концепция социального проектирования 649
ЗАКЛЮЧЕНИЕ (Вал.А. Луков, Вл.А. Луков) 671
.